Об «особом» человеке и его возможностях Инвалидов в городах мы стараемся не замечать, полагая, что вряд ли этой категории людей понравится наше пристальное к ним внимание, – тем и успокаиваемся. Уступаем, конечно, место в транспорте, проезжую часть поможем перейти, в толпе не толкнём лишний раз, но и только. Эгоизм здорового организма позволяет нам быть дозировано равнодушными к проблемам людей, которым в чем-то по жизни не повезло. Но не все мы такие «деликатные», всегда есть сумасшедшие, которые кинутся на помощь пареньку с белой тростью, или женщине в инвалидной коляске, которой, например, вдруг захотелось посетить кинотеатр. Не только на крыльцо затащат, но и билет купят, и в зал проводят. А потом еще возмущенное письмо напишут в высокую инстанцию: Почему кинотеатры не оборудованы пандусами?! Впрочем, есть специалисты, стремящиеся помогать особым людям и профессионально. Утром 28 сентября музей истории Кронштадта собрал представителей петербургских и областных организаций, так или иначе связанных с проблемами инвалидов, – реабилитационных центров, специальных школ, но также и музеев, библиотек, прочих досуговых учреждений. Главный вопрос круглого стола с названием «Освоение пространства. Путешествия «особых» людей» – как наиболее эффективно предоставить инвалидам те услуги, в которых они нуждаются, и, в частности, – возможность наряду с остальными представителями общества пользоваться очагами культуры, центрами творчества, отдыха, спорта и пр. В течение нескольких часов 25 человек делились друг с другом опытом по социокультурному обслуживанию людей с ограниченными возможностями. Времени едва хватило – слишком острый и больной вопрос, совсем недавно на проблемы инвалидов обратило внимание государство. Одна из выступающих горько пошутила: «Наконец-то в нашей стране появились инвалиды…» Люди с несохранённым интеллектом, люди с нарушением двигательных функций, слабослышащие, слабовидящие – к каждой категории нужен особый подход. В СПбГМТиМИ «Шереметьевский дворец» для детей-инвалидов с 2008-го года проводятся интерактивные занятия «Зримый звук». Вдумайтесь в само название, и всё станет понятно. А в ГОУ СОШ №232 Адмиралтейского района реализуется проект с не менее говорящим названием «Подари свет». Методист Ленинградского зоопарка рассказывала, как и каких именно зверьков они отбирают для того, чтобы дать на руки слабовидящим детям, посетившим зоопарк, – учитываются не только размеры, безопасность, вид животного, но и его характер. Говорили о вариантах предоставления экскурсий для особой категории людей, о локальном туризме, организуемом для них, о финансовой и технической доступности таких проектов. Слишком многие факторы существенно снижают возможность участия инвалидов в подобных мероприятиях, и восполнить пробел можно только в тесном сотрудничестве социальных учреждений. Такая работа сможет вывести «особых» людей на новый уровень интеграции в общество и эта работа начата, но проблем впереди немало. И, прежде всего, необходимо понимание и обществом, и властью того, что человек с физическим недостатком абсолютно равен в правах с обычными людьми. У нас в стране инвалидов официально называют «людьми с ограниченными возможностями», а в Европе – «людьми с дополнительными потребностями», и разница в смысле этих терминов огромна и очевидна.
Дмитрий Машуров |
||