Бриг «Фальк» - трагедия у Толбухина маяка.
1 ноября (20 октября) 1818 года с Толбухина маяка расположенного на оконечности Котлинской гряды в Кронштадт пришло тревожное послание. Служители маяка сообщали, о том, что вблизи от их островка на камни выбросило военное судно. Тут же по команде командира порта вице-адмирала фон Моллера к месту бедствия было отправлено гребное судно.
Спасательная партия обнаружила уже затонувший бриг, из-под обрушивающихся волн виднелась только кормовая часть, мачты были срублены. Подойдя ближе, перед моряками предстала леденящая кровь картина. Вспоминая эту трагедию, очевидец событий Николай Александрович Бестужев так описывает увиденное: «я увидел множество людей замерзших и обледенелых в разных положениях: одни лежали свернувшись, другие в кучах, третьи держались за борты, как бы прося о спасении. Первый предмет, поразивший меня, был лейтенант Щочкин, товарищ и приятель мой с самого малолетства, коего узнал я в ту же минуту, распростертый навзничь с обмерзлыми волосами и одеждой; за руку его держался денщик и, казалось, желал согреть оную своими руками; прочие люди лежали кучами, как бы в намерении согреть друг друга взаимной теплотой. Под одной кучей лежащих людей узнал я молодого офицера Абрютина, коего, вероятно, матросы хотели согреть собой; унтер-офицер был обложен подобным же образом; другой офицер, облокотись на борт, казался спящим. Все вообще имели вид спящих или умоляющих небо о своем спасении; одна мертвенная оцепенелость удостоверила меня, что люди эти уже умерли, и я едва мог опомниться от нового мне чувства – большего, нежели страх, и сильнейшего жалости».
Незадолго до прибытия спасательной партии, невероятными усилиями служителями Толбухина маяка, со второй попытки удалось подойти к терпящему бедствие судну, откуда были сняты два выживших члена экипажа: комиссара Богданова и унтер-офицера Изотова. Они и поведали обстоятельства этого кораблекрушения.
7 октября (25 сентября) 1818 года военный бриг «Фальк» под командованием лейтенанта Щечкена вышел из Кронштадта в Свеаборг. В начале плаванья дул попутный ветер, но затем он изменился к западному направлению. В таких условиях судно не могло продолжать движение. В течении нескольких суток капитан не раз уводил под защиту островов и берегов Финского залива.
В роковой день 1 ноября (20 октября) «Фальк» стоял на якоре в районе мыса Стирсуден, находившейся в тот момент на палубе мичман Дмитрий Жохов, видя, что якорь перестал держать судно на месте, приказал спустить второй. Именно это действие стало фатальной ошибкой. Вертикально висевший якорь на сильной качке пробил обшивку корпуса, образовалась пробоина, в которую мигом хлынула вода. Действия экипажа по заделыванию течи были тщетны. В сложившейся ситуации лейтенант Семен Щечкин приказал срезать становой якорь в надеже добраться до Толбухина маяка и выбродиться там на камни. Так и случилось, к сожалению, корпус брига довольно быстро начало разбивать и стаскивать с камней на более глубокое место. В последней отчаянной попытке выжить команда рубила мачты, чтобы как то снизить парусность и удержаться на месте, но всё это было безрезультатно. В результате этой трагедии погибло 38 моряков и два пассажира; пожилая женщина и 12-тилетний мальчик.
Страшно представить, что от спасения этих людей отделяло каких-то 200 метров. Вскоре от разбитого волнами брига не осталось и следа, тела погибших похоронены, но история «Фалька» все еще будоражит сознание и предостерегает моряков от плохо обдуманных действий.
Евгений Вавилов