Большая история маленькой коробочки
В исторической экспозиции Музея истории Кронштадта в витрине, посвященной бытовой стороне жизни России рубежа 19-20 веков, на верхней полочке уютно расположились между самоваром и аксессуарами модниц того времени разнообразные по форме и художественному оформлению жестяные коробочки. На двух из них повторяется одна и та же надпись - «Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей».
Именно так, без союза «и» писалось наименование этого крупнейшего в России производителя сладостей и поставщика Двора Его Императорского Величества. В те времена это был знак качества самой высокой категории, и получить его было очень нелегко. На протяжении восьми (!) лет претенденту на этот «титул» требовалось в обязательном порядке участвовать в различных выставках, перечень которых утверждался императором, получать награды или хотя бы упоминания в похвальном листе. И, главное - не иметь никаких серьезных жалоб со стороны покупателей. За соблюдением этих требований зорко следило Министерство Императорского двора. Если претендент нарушал хотя бы одно из условий - отсчет восьмилетия для него начинался заново! Так известный производитель российских коньяков Николай Шустов добивался этого звания 38 лет.
Товарищество «А.И. Абрикосова Сыновей» получило звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» в 1899 году с правом изображения на упаковке своих изделий соответствующего знака. Его изображение можно увидеть и на наших музейных коробочках в окружении двух национальных гербов, символизирующих победы «абрикосовской фирмы» на Всероссийских художественно-промышленных выставках в 1882 и в 1896 годах.
Заслуженное признание абрикосовскому семейному предприятию принесли широкое разнообразие ассортимента и высокое качество продукции. В 1880-1890-x годах доля продаж на рынках России у фабрики Абрикосовых составляла около 50%. К 1890 году Товарищество производило уже 53 тыс. пудов конфет и карамели, 4500 пудов варенья - всего на 1,5 млн рублей. В пору расцвета этого кондитерского «царства» здесь выпускалось до 750 (!) наименований продукции - одного только шоколада 80 видов.
Особое внимание Абрикосов уделял различным «маркетинговым ходам» и рекламе. На рекламу только в 1891 году было потрачено 300 тыс. рублей. Для привлечения в свои кондитерские магазины представителей сильного пола он нанимал на работу продавщиц с одинаковым цветом волос – только блондинок или только брюнеток. И это срабатывало.
Но все-таки основными потребителями сладкой продукции были дети, в том числе и наследник российского престола цесаревич Алексей, обожавший абрикосовскую карамель.
Можно утверждать, что именно Алексей Иванович Абрикосов стал создателем русских «киндер-сюрпризов», предложив вкладывать в коробки со сладостями открытки, картинки, бумажные игрушки, мозаики. Ему же мы обязаны появлением новогодних подарков для детворы: обернутых в фольгу шоколадных зайцев и Дедов Морозов. Вся эта продукция продавалась на главных улицах столичных и провинциальных городов, в роскошных, по статусу «поставщика Двора ЕИВ» фирменных магазинах, с вышколенными продавцами.
Сейчас это любимая многими россиянами кондитерская фабрика в Москве носит имя Петра Акимовича Бабаева (1883-1920). Немного обидно, что вся слава, зарабатывавшаяся огромным трудом семейством Абрикосовых в течение нескольких столетий, досталась человеку, не имевшему к производству конфет никакого отношения, хотя, может быть, и вполне достойному.
Начало и революционная деятельность Петра Бабаева до русско-японской войны была связана с Балтийским флотом и Кронштадтом. В годы первой мировой войны он был награжден Георгиевским крестом, а после революций 1917 года занимал партийные и депутатские должности в Тамбове и Москве – до своей смерти от туберкулеза. В принципе, его главный вклад в кондитерскую промышленность состоял в том, что в 1918 году под его руководством была национализирована та самая кондитерская фабрика на Малой Красносельской улице, которую через четыре года назовут его именем. Однако еще несколько лет на этикетках кондитерских изделий после слов «Фабрика им. рабочего П.А. Бабаева» в скобках значилось: «быв. Абрикосова». Таким образом, старая торговая марка, гарантировавшая качество, помогала сохранить покупателя.
Впрочем, с фамилией основателя кондитерского производства тоже не все так просто. Дело в том, что дед того Алексея Ивановича, чьи инициалы указаны на наших жестяных коробочках, «Степан сын Николаев», прославился производством абрикосовой пастилы. Семейное предание гласит, что вкус этой пастилы настолько пришелся по вкусу игумену Ново-Спасского монастыря, что он даже благословил сладкое производство иконой. За непревзойденное искусство творить сладости из абрикосов потомки Степана Николаевича в 1814 году официально получили фамилию Абрикосовых.
Возвращаясь к истории кондитерской упаковки, надо сказать, что первоначально сладости упаковывались в простую бумагу, ящички, шкатулочки, стеклянные, фарфоровые и прочие коробочки, которые на французский манер стали называть бонбоньерками (от французского «bonbon» - конфета). С 1880-х годов, когда был разработан способ нанесения изображения на жесть методом металлохромии, становится популярной жестяная упаковка. Такая упаковка надежно защищала свое хрупкое содержимое от сырости и разрушения. Многообразие форм и размеров жестяных коробок, красочность их оформления делали упакованные в них кондитерские товары еще более притягательными. А после употребления конфет их жестяная красивая упаковка ещё долгие годы могла служить хранилищем писем, фотографий – да мало ли чего. Вот так и бонбоньерки, представленные в экспозиции музея, дошли до нашего времени, вызывая у посетителей приятное чувство сладости во рту, а в мыслях – теплые воспоминания и гордость за свои собственные коробочки, которые, наверняка хранятся где-то в «домашних музеях».
Интересно, что Абрикосовы даже имели свой собственный цех по изготовлению коробок из жести и картона – руководил цехом живописец Федор Шемякин. Над оформлением бонбоньерок работали многие известные русские художники. Например, Иван Билибин подготовил эскизы для серии упаковок в русском стиле. Конечно, это были настоящие произведения искусства, которые хранились в семье годами и передавались из поколения в поколение.
Не так давно потомки Алексея Ивановича (у основателя Товарищества было 17 детей) возродили это знаменитое кондитерское производство, и сладости «от Абрикосова» вновь стали появляться на прилавках наших магазинов. В любом случае, в ближайшее время вам стоит зайти в кондитерский магазин, например, любимую многими кронштадтцами «Лакомку», и приобрести что-нибудь вкусненькое с тем, чтобы достойно встретить Всемирный День шоколада, отмечаемый 11 июля.
С наступающим! Пусть ваша жизнь будет сладкой!
Сватовая Ирина, Музей истории Кронштадта