Эволюция утюга
В первом зале исторической экспозиции Музея истории Кронштадта на нижней полке одной из стеклянных витрин притаились два на первый взгляд весьма воинственных предмета – скалка и рубель. Что являет собой скалка, знает каждая уважающая себя женщина и даже некоторые мужчины, чье поведение в быту отличается от представления их вторых половин об идеальном браке. Внешний вид и название второго экспоната – «рубель» (ударение падает на второй слог) - невольно вызывает в голове ассоциации с рукопашными битвами эпохи Пересвета и Осляби. Можно предположить, что эта толстая плашка с зазубринами, отдаленно напоминающая биту, действительно могла использоваться как прекрасное средство самообороны или даже нападения, но в повседневной жизни Руси рубель в паре со скалкой выступал в абсолютно мирном качестве - как прибор для смягчения и разглаживания тканей и предметов одежды. Процесс глажки выглядел следующим образом: полотно наматывалось на скалку, на которую сверху помещался рубель зубчатой стороной вниз. Правой рукой хозяйка бралась за ручку рубеля, а левой с силой нажимала на противоположный конец, несколько раз прокатывая его по скалке. В одной из сцен фильма «Тихий Дон», в версии Сергея Герасимова, этот процесс очень хорошо показан в исполнении актрисы Элины Быстрицкой, которой для роли Аксиньи пришлось даже на несколько килограмм поправиться, чтобы достойно справляться с женским обязанностями донской казачки. Действительно, ткани тогда были натуральными, очень грубыми, после стирки стояли колом и, чтобы выгладить полотно, приходилось прикладывать немало усилий. Крупные вещи, например рубахи, выглаживали, наматывая отдельные детали на скалку по очереди. Несмотря на трудоемкость процесса, эти предметы русского быта дожили в наших деревнях до 30-х годов ХХ столетия.
Переместившись во второй зал нашей экспозиции и дойдя до витрины, где представлены предметы русского быта конца 19 – начала 20-го веков, среди аксессуаров портновского дела – швейных машинок, ножниц, можно увидеть и два варианта усовершенствованной «гладильной машины», по своим очертаниям уже напоминающих кораблики. Эта форма, найденная однажды, оказалась идеальной и дошла до нашего времени практически без каких-либо изменений.
Один из представленных в экспозиции утюгов, более внушительный по своим размерам – угольный, внутрь которого, откинув верхнюю крышку, закладывались раскаленные березовые угли. Именно эта модель больше всего соответствует дословному переводу с древнетюркского слова «утюг», что означает «положить огонь». На Руси он стал использоваться, начиная с 17-го века, и многие наши современники до сих пор прекрасно знают, как функционирует сей бытовой прибор. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, и для того, чтобы «разгорелся наш утюг», как пел Леонид Осипович Утесов в дуэте с Любовью Петровной Орловой в комедии «Веселые ребята», в отверстия дули или размахивали утюгом из стороны в сторону, превращая процесс глажения в настоящее силовое упражнение. Был и еще один «побочный эффект» от общения с утюгом данного типа: если процесс глажения затягивался, можно было просто угореть, надышавшись дымом, исходившим из его недр.
Цельнолитой утюжок, расположившийся по соседству, по типу можно отнести к нагревательным, так для приведения этого бытового прибора в рабочее состояние, его нужно было поставить на открытый огонь в печь или уже в более близкие нам времена на газовую плиту. Первое письменное упоминание о цельнолитом утюге мы находим в 1636 году в книге расходов русской царицы Евдокии – супруги Михаила Федоровича Романова: «Генваря 31 день кузнецу Ивашке Трофимову 5 алтын, а он за те деньги сделал в царицыну палату утюг железный». Промышленное производство цельнолитых утюгов начинается в Петровские времена, когда знаменитый Никита Демидов создает на Урале империю металлургических предприятий. Изготовлялись подобные утюги литейным способом: в специальную форму заливали расплавленный чугун. Долгое время приобретение такого утюга оставалось прерогативой лишь состоятельных фамилий России. Одной из уважительной причин выбора в качестве потенциального жениха или невесты было наличие утюга в доме, как показателя благосостояния семьи. В крестьянских домах его часто вместе с самоваром ставили в красный угол в избе, желая похвастаться перед соседями своими финансовыми возможностями. Для удобства обращения с утюгом данного вида металлические ручки стали заменять на деревянные, иногда прогоравшие при нагревании утюга на открытом огне. Создавались даже утюги со сменными «катриджами» - специальными металлическими прокладками, которые посменно вставлялись в корпус утюга, давая возможность сделать процесс глажения непрерывным. Несмотря на очевидные недостатки, а утюги этого класса требовали хорошей физической подготовки, быстро остывали, порой прожигали и пачкали белье, в СССР они выпускались вплоть до 1968 года, когда человечество уже активно «бороздило космические просторы вселенной».
В нашем рассказе мы коснулись лишь истории тех видов гладильных агрегатов, которые представлены в экспозиции нашего музея, а ведь были еще и утюги, работавшие на горячей воде, на газе, и даже на спирте. Спиртовой утюг был изобретен в Германии в 19 веке. В России они стоили безумно дорого, но, мне кажется, что основная причина их непопулярности в нашей стране кроется в другом.
Первый электрический утюг был изобретен американцем Генри Сили в 1882 году и, возможно, вскоре одно из почетных мест в нашей исторической экспозиции займет его собрат, игравший и продолжающий играть столь важную роль в осуществлении простого человеческого желания «чтобы костюмчик сидел». Но все же первостепенное значение в процессе оформления внешнего облика «homo vestitus» - человека одетого, всегда играли иголка и нитка, слившиеся в единый организм благодаря изобретательской мысли американского предпринимателя Исаака Зингера. Но это, как говорится, уже другая история.
Специалист по просветительской работе
Музея истории Кронштадта Сватовая Ирина