Главная \ Медиа \ Публикации \ Кронштадтский подплав

Кронштадтский подплав

Кронштадтский подплав

8 ноября 1918 года в Кронштадт возвратилась из разведывательного похода в район Ревеля  (Таллина) подводная лодка «Тур» под командованием военмора (лейтенанта императорского флота, воинские звания были отменены после революции)  Николая Коля и комиссара Яна Гаевского. Этот разведывательный  рейд определил, что английской эскадры на рейде Ревеля нет.  Сейчас можно лишь удивиться тому, насколько скромное событие стало поводом для торжества – стало днем основания старейшего в нашей стране соединения подводников.  Но представим себе далекий 1918 год. В стране разруха и голод, на окраинах идут сражения разгорающейся гражданской войны. С огромным трудом удалось перевести в Кронштадт несколько подводных лодок из Гельсингфорса. Они стали основой для формирования соединения. Интересный исторический факт: чтобы «Тур» смог выйти в тот поход, из всех кронштадтских аптек военморы реквизировали дистиллированную воду. Без нее невозможно было приготовить электролит для аккумуляторов подводной лодки. Менее чем через год — первая внушительная победа.

https://ruskline.ru/images/Герои/бахтин%20(1).jpg

Подводная лодка «Пантера» под командованием военмора Александра Бахтина потопила торпедой новейший английский эсминец «Виттория». На британских кораблях этого типа были уже установлены гидрофоны, позволявшие обнаружить субмарину на расстоянии трех – четырех миль. Предполагая возможность потери скрытности, Бахтин тактически грамотно организовал атаку и, уклоняясь от возможного преследования противника, уводил «Пантеру» в подводном положении более тридцати часов. Лодка обнаружена не была, а значит, сохранялась опасность новых атак. Англичане вывели свои крупные корабли из Финского залива, оставив без артиллерийской поддержки с моря армию Юденича. Это явилось основной причиной срыва его атаки на Петроград.  В Музее истории Кронштадта есть фото Александра Николаевича Бахтина  - человека сложной и драматической судьбы и несколько предметов той эпохи…

    Потом были 1920-30-е  годы бурного развития советского подводного флота. Кронштадтский подплав стал его главным кадровым резервом. Послужные списки многих командиров соединений ПЛ на Северном, Тихоокеанском, Черноморском, Балтийском флотах почти всегда имели записи о службе в кронштадтском соединении. На его базе проводились испытания новой техники и новых кораблей. Здесь, что называется, отрабатывались знаменитые «малютки». Проходили испытания и довольно экзотические субмарины. Например, ПЛ серии «Правда». Особенностью ее было то, что шпангоуты располагались снаружи прочного корпуса. Таким образом, конструкторы пытались увеличить свободное  пространство в прочном корпусе корабля.  Эта конструкция удачной признана не была. А упоминается чаще всего о ней в связи с тем, что учебную практику на лодке серии «П» проходил краснофлотец Владимир Путин — отец нашего президента. И эта фамилия тоже останется в кронштадтском подплаве.  9 мая в ходе Общероссийской акции «Бессмертный полк» наш президент традиционно  принимает в ней участие и несет портрет краснофлотца Владимира Спиридоновича Путина, сфотографированного в период его службы в бригаде ПЛ.

…О войне и участии в ней наших подводников написано столько, что бумагой можно, наверное, выстелить половину Финского залива. В не самых лучших современных традициях оплевывания своей истории приходится иной раз читать опусы иных «исследователей». Дескать, наши подводники топили меньше тоннажа, чем те же американцы или немцы. Якобы много лодок потеряли… Что можно возразить? Американские и немецкие (в первые годы войны) подводники действовали почти в полигонных условиях. Представить, чтобы «подводные пираты Денница» или «крепкие ребята Локвуда и Хелси» ходили бы в боевые походы по мелководному, забитому тысячами мин и десятками километров сетей заливу, — просто невозможно. Но ведь наши прорывались сквозь этот смертоносный «бульон» в Южную Балтику и наносили врагу чувствительные удары и в 1941, и в 1942 годах, потопив более ста судов и кораблей немцев! Да, зимой 1943 года фашистам удалось наглухо закрыть противолодочными сетями выход из Финского залива. Тысячи мин, десятки кораблей и береговых шумопеленгаторных станций должны были выполнить приказ Гитлера не дать ни одной русской подводной лодке из Кронштадта прорваться на Балтику. А ведь именно по ней шведские «нейтралы» бесплатно везли фашистам железную руду, никель и кобальт — миллионы тонн ценнейших ресурсов! Чтобы сеяли смерть фашистские танки и «ягдпанцеры» на полях Европы, чтобы дольше дымились трубы крематориев в лагерях смерти. Ныне они любят учить нас, россиян, морали. А еще «ловить» русские ПЛ в своих фьордах, которые, видимо, пытаются украсть рецепт рождественского пирога  фроян Марты.  О, эти русофобы и циники!  Лучше бы посмотрели на свои скелеты в шкафу!   Их помощь Гитлеру была колоссальной. До трети железной руды и легирующих материалов получала фашистская Германия из Скандинавии.  На совести лживых  «нейтралов» миллионы жизней.

  А теперь подумайте, почему немцы, в условиях жесточайшего дефицита легированных сталей, утопили несколько сотен тысяч тонн металла в водах Финского залива? Сколько тысяч танков и пушек могли сделать на крупповских заводах из той стали, что преградила на полтора года путь из Кронштадта к Гамбургу, Килю и Данцигу двум десяткам небольших подводных кораблей? Насколько бы эти новые «тигры» и «фердинанды» могли отодвинуть нашу Победу? Сколько дополнительной крови пришлось бы пролить? Вот такая арифметика в подводной войне на Балтике. Даже самим фактом своего существования кронштадтские подводники наносили врагу значительный ущерб.

    Мы гордимся Героями Советского Союза и России, которые служили в этом соединении в годы войны: Египко, Вершинин, Травкин, Лисин, Богорад, Маринеско, Матиясевич и другие подводники — наша слава на многие годы! Послевоенный период После войны кронштадтская часть ПЛ, место базирования которой было определено в старинной Купеческой гавани,  вновь была и учебной партой, и испытанным полигоном. В начале 1950-х годов здесь испытывали подводные лодки с так называемым единым двигателем. При эксплуатации этих кораблей использовались жидкий кислород и концентрированная перекись водорода.  И хотя нареканий по поводу этих кораблей у моряков было немало (за большую пожароопасность они даже получили обидное прозвище «зажигалки»), их опытная эксплуатация в соединении позволила отработать практическое решение многих проблем, связанных с обитаемостью ПЛ, взрывопожаробезопасностью, а также управлением подводными кораблями на больших скоростях. Этот опыт был востребован при строительстве атомного флота. От той эпохи на Кронштадтском кладбище остался скромный обелиск моряком, погибшим на одной из экспериментальных «малюток». В 1970-х — начале 1980- х годов лодки соединения совершили десятки боевых походов в различные точки Мирового океана. Десятки моряков части после войны удостоились государственных наград. На базе соединения формировались отряды кораблей, выполняющих сложные и секретные задачи, о которых пока нет возможности рассказывать широкой публике… Реалии же последних десятилетий вновь сделали ее единственной на Балтике. Увы, количество подводных кораблей на Балтике сейчас можно пересчитать по пальцам одной руки. И все же — за погружением следует всплытие! На вековом году образования соединения моряки части подводников выполнили десятки учебно-боевых задач в море. Именно в этой старейшей части подводников России проводятся мероприятия по подготовке экипажей новейших субмарин, построенных на Адмиралтейских верфях в СПб. Одна из них названа «Кронштадт».

      https://ruskline.ru/images/Army/пл%20дизель%20-электр.jpg

…Из сообщений СМИ мы знаем, что ПЛ «Ростов на Дону», «Колпино» и другие, ранее швартовавшиеся к причалам старейшего кронштадтского соединения, не раз наносили удары из подводного положения крылатыми ракетами «Калибр» по объектам террористической группировки «Исламское государство» в Сирии. Целями стали пункты управления, узлы связи, склады с вооружением боевиков.  И в нашей  базе в Тартусе,  часто швартуются ПЛ, путь которых начался из кронштадтской Купеческой гавани.

 Николай Комаров, Музей истории Кронштадта