«Русским морякам лучше всего удаются предприятия невыполнимые»
Эти слова, принадлежащие адмиралу С.О. Макарову, ярко иллюстрируют материалы выставки «На всех парусах», приуроченной к празднованию Дня Военно-морского флота России. Выставка открылась 27 июля в выставочном зале Музея истории Кронштадта (Якорная пл., д.2А).
Основатель Кронштадта Петр Первый, преобразователь России, создавая российский флот, мечтал о дальних морских путешествиях. В его планах был и поход в Вест-Индию, и пересечение экватора, и установление торговых отношений с «великими моголами». Этим замыслам великого реформатора не суждено было осуществиться.
В 1776 году Екатерина II подписала указ об отправке из Балтийского моря судов в первую русскую экспедицию вокруг света. Уже были отлиты чугунные гербы и медали с изображениями Екатерины, которые надлежало устанавливать на новооткрытых территориях. Но началась Русско-турецкая война, и плавание так и не осуществилось.
Однако идея уже прочно завладела умами, и XIX век стал веком географических открытий Российского флота.
24 кругосветные экспедиции на протяжении XIX столетия покидали гавани Кронштадта, корабли с многочисленными экипажами в течение длительного времени находились в открытом море, выполняя свой служебный долг.
Начало походам вокруг света было положено в 1803 году, когда два шлюпа – «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского – вышли в море. Еще одна знаковая для России экспедиция началась в 1819 году, когда также два шлюпа – «Восток» и «Мирный», возглавляемые Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым, отправились в Южное полушарие и в 1820 году открыли человечеству новый материк – Антарктиду.
Современным людям сложно, почти невозможно представить, каким образом происходили открытия новых островов и земель, какую цену платили за них русские моряки, офицеры и матросы.
Длительные переходы под парусами, когда берега не видно более ста дней, штормы, противные ветры, не позволяющие кораблю идти ровным курсом, отсутствие свежей воды и пищи на борту, сон в мокрой одежде в мокрых койках, установка парусов на высоте 20-30 метров над палубой…
Каким мужеством и волей к победе обладали эти люди! Как много зависело от способностей командира и офицеров сплотить экипаж, от количества запасов продовольствия, такелажа и амуниции в трюмах!
Фотографии, запечатлевшие моменты из жизни моряков парусного флота конца XIX – начала XX века, отрывки из произведений классической и современной литературы, цитаты из исторических документов – все это позволяет почувствовать атмосферу нелегкой службы на корабле.
На выставке также представлены зарисовки, выполненные в ходе двух главных экспедиций – открывшей счет российских кругосветок экспедиции 1803-1806 годов и антарктического похода 1819-1820 годов.
Визуальный и информационный ряд экспозиции продолжает тема подготовки плаваний русского флота. Кронштадт был в прямом смысле отправной точкой этих путешествий. Здесь, на маленьком острове, в городе-крепости работали разнообразные производства, создавая все необходимое для оснащения кораблей и судов, для службы и быта моряков. Без жителей нашего города, без их каждодневного труда длительные путешествия были бы невозможны.
Судоремонтные доки, парусные мастерские, портовая швальня, канатный, чугунолитейный, сухарный заводы – работники этих производств веками поддерживали моряков в нелегком труде, поистине вместе с ними ковали победы русского оружия, вносили свой вклад в открытия русских мореплавателей, известные во всем мире.
Людям Кронштадта, морякам и простым труженикам, посвящена эта выставка, которая будет работать до сентября.
![]() |
|
![]() |
![]() |
Наталия Смазнова, Музей истории Кронштадта