Главная \ Медиа \ Публикации \ «Русским морякам лучше всего удаются предприятия невыполнимые»

«Русским морякам лучше всего удаются предприятия невыполнимые»

«Русским морякам лучше всего удаются предприятия  невыполнимые»

«Русским морякам лучше всего удаются предприятия  невыполнимые»

 

 

Эти слова, принадлежащие адмиралу С.О. Макарову, ярко иллюстрируют материалы выставки «На всех парусах», приуроченной к празднованию Дня Военно-морского флота России. Выставка открылась 27 июля в выставочном зале Музея истории Кронштадта (Якорная пл., д.2А).

Основатель Кронштадта Петр Первый, преобразователь России, создавая российский флот, мечтал о дальних морских путешествиях. В его планах был  и поход в Вест-Индию, и пересечение экватора, и установление торговых отношений с «великими моголами». Этим замыслам великого реформатора не суждено было осуществиться.

В 1776 году Екатерина II подписала указ об отправке из Балтийского моря судов в первую русскую экспедицию вокруг света. Уже были отлиты чугунные гербы и медали с изображениями Екатерины, которые надлежало устанавливать на новооткрытых территориях. Но началась Русско-турецкая война, и плавание так и не осуществилось.

Однако идея уже прочно завладела умами, и XIX век стал веком географических открытий Российского флота.

24 кругосветные экспедиции на протяжении XIX столетия покидали гавани Кронштадта, корабли с многочисленными экипажами в течение длительного времени находились в открытом море, выполняя свой служебный долг.

Начало походам вокруг света было положено в 1803 году, когда два шлюпа – «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского – вышли в море. Еще одна знаковая для России экспедиция началась в 1819 году, когда также два шлюпа – «Восток» и «Мирный», возглавляемые Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым, отправились в Южное полушарие и в 1820 году открыли человечеству новый материк – Антарктиду.

Современным людям сложно, почти невозможно представить, каким образом происходили открытия новых островов и земель, какую цену платили за них русские моряки, офицеры и матросы.

Длительные переходы под парусами, когда берега не видно более ста дней, штормы, противные ветры, не позволяющие кораблю идти ровным курсом, отсутствие свежей воды и пищи на борту, сон в мокрой одежде в мокрых койках, установка парусов на высоте 20-30 метров над палубой…

Каким мужеством и волей к победе обладали эти люди! Как много зависело от способностей командира и офицеров сплотить экипаж, от количества запасов продовольствия, такелажа и амуниции в трюмах!

Фотографии, запечатлевшие моменты из жизни моряков парусного флота конца  XIX – начала XX века, отрывки из произведений классической и современной литературы, цитаты из исторических документов – все это позволяет почувствовать атмосферу нелегкой службы на корабле.

На выставке также представлены зарисовки, выполненные в ходе двух главных экспедиций – открывшей счет российских кругосветок экспедиции 1803-1806 годов и антарктического похода 1819-1820 годов.

Визуальный и информационный ряд экспозиции продолжает тема подготовки плаваний русского флота. Кронштадт был в прямом смысле отправной точкой этих путешествий. Здесь, на маленьком острове, в городе-крепости работали разнообразные производства, создавая все необходимое для оснащения кораблей и судов, для службы и быта моряков. Без жителей нашего города, без их каждодневного труда длительные путешествия были бы невозможны.

Судоремонтные доки, парусные мастерские, портовая швальня, канатный, чугунолитейный, сухарный заводы – работники этих производств веками поддерживали моряков в нелегком труде, поистине вместе с ними ковали победы русского оружия,  вносили свой вклад в открытия русских мореплавателей, известные во всем мире.

Людям Кронштадта, морякам и простым труженикам, посвящена эта выставка, которая будет работать до сентября.

 

Под парусами-9989

IMG_6805
IMG_6802 IMG_6806

 

Наталия Смазнова, Музей истории Кронштадта