Кронштадтская «коллекция» памятников архитектуры эпохи модерна, согласно данным КГИОП, крайне невелика – два здания Машинной школы, дом П.К. Громова на ул. Вс. Вишневского и здание Кронштадтской Морской общины сестер милосердия РОКК. Стоит заметить, что стилистически к модерну как комплексу архитектурных и декоративных приемов безусловно можно отнести Машинную школу, точнее, здание машинного зала, и, с некоторыми оговорками, дом Громова, в то время как здание Общины РОКК по своей архитектуре тяготеет скорее к историзму, одновременно сочетая черты псевдоготики и неоренессанса.
Есть в нашем городе памятники гражданской архитектуры конца XIX – начала XX века, демонстрирующие как развитие технологий, так и постепенный переход от эклектики к модерну. Эти постройки можно объединить, опираясь на очевидный, хотя и не первостепенный признак – облицовку фасадов декоративной плиткой. Помимо уже упомянутого дома Громова, плиткой облицованы дома по ул. Аммермана, 29, Интернациональной ул., 15 и Андреевской ул., 5.
Для начала стоит обратиться к истории появления плитки и отделочного кирпича в арсенале петербургских зодчих.
На протяжении почти двух столетий основным способом оформления фасадов являлась гладкая или рустованная штукатурка. На рубеже XIX и XX веков набор декоративных приемов существенно расширяется. Появляется технология отделки стен «штукатурной шубой», имитирующей поверхность рваного камня; сам камень – гладкотесаный, рваный и резной – не только используется для цокольной облицовки, но все чаще применяется для декоративного обрамления порталов, оконных проемов. В декор зданий привносится облицовочный кирпич и глазурованная плитка, что позволило значительно обогатить фактуру и колористическую гамму фасадов. Если в одних случаях облицовка была сдержанной, практически монохромной, то в других строилась на интенсивном сочетании двух или нескольких ярких тонов.
Основными поставщиками облицовочного кирпича, глазурованной и метлахской плитки, изразцов, терракоты и черепицы в Петербурге являлись предприятия «Зигерсдорф-Верке» и фирма «Ф. Гольцман и К°» (Германия), торговые дома «С.М. Линднер», «Вильруа и Бох», «Кос и Дюрр», изразцовый завод «Або».
Плитка, покрывающая фасады многих петербургских зданий, обычно белая, чаще глазированная, чем матовая, носит, в силу технологического процесса ее изготовления, название «кабанчик». Благодаря широте своего применения в строительстве она стала своеобразной визитной карточкой целой эпохи в архитектурной истории города.
Кабанчик был дешев в производстве и удобен в транспортировке. Исходный материал был покрыт глазурью с двух сторон, а на торце имел два сквозных отверстия, которые-то и напоминали свиное рыло (отсюда «кабанчик»). При ударе киркой каменщика плитка раскалывалась по этим осям, и получались две отдельные плитки с шероховатой внутренней поверхностью, на которую клался раствор.
Зигерсдорфский облицовочный кирпич и подобные ему образцы, которые привозились в Россию из Саксонии и имели глазурное покрытие, также назывались «кабанчиком». По своим эстетическим свойствам такой кирпич мало чем отличается от плитки, придавая стене дополнительное ощущение монолитности.
Кабанчик – визитная карточка т. н. рационального модерна, экономичного стиля отделки недорогих доходных домов. «Секрет успеха» этого материала заключается в универсальных технических и эстетических свойствах материала, кроме того, он удивительно долговечен, что исключительно важно в условиях «тяжелого» для архитектуры сырого петербургского климата. Самым знаменитым примером использования кабанчика является шедевр петербургского модерна, построенный архитектором фон Гогеном – особняк Матильды Кшесинской на Петроградской стороне.
Помимо белого и светлого, использовался также цветной облицовочный кирпич – от желтого, охристого до темно-бордового, коричневого. Цветонесущий, фактурный материал в сочетании с гладкими штукатурными и облицованными гранитом стенами способен превратить фасад сооружения в поистине живописную поверхность, а сопоставления материалов, градации цвета и фактуры дополняют и раскрывают ритмический строй, заостряют архитектонику композиции.
Кронштадтские дома, облицованные плиткой, не только демонстрируют близость к стилю столичной архитектуры – на их примере можно проследить отход от эклектики и развитие стилевых признаков модерна в нашем городе. Предварительно стоит оговорить, что в процессе реконструкций и ремонтных работ первоначальный замысел архитектора мог быть нарушен (как минимум, колористическая гамма изменена).
Хронологически эти памятники можно поставить в следующем порядке:
1. Дом коллежского секретаря А.И. Вафея (ул. Аммермана, бывшая Песочная, 29). По данным КГИОП – «построен в 1860-х, перестроен позднее». Согласно справочнику Кронштадта на 1916 год, дом принадлежал наследникам И.П. Киселева (по данным краеведа В.И. Сергеева, Киселев был церковным служителем и старостой собора). Внешний облик здания позволяет датировать время перестройки 1890–1900-ми годами, периодом поздней эклектики.
Симметричный фасад с двумя эркерами, объединяющими третий и четвертый этажи, центральным балконом и маленькими балкончиками под эркерами дополнен «вставкой» в правой части здания, где находится проезд во двор. Выше – по два окна во втором и третьем этажах и три арочных окна четвертого этажа. Именно эта вставка в две оси максимально приближена к декоративному решению в традиционном эклектичном стиле – профильные наличники окон, карниз с полукруглым тимпаном между третьим и четвертым этажами, сложный рисунок аттика, венчающего этот фрагмент фасада.
Основная же часть фасада оформлена в стиле, скорее, переходном от эклектики к модерну. Рустованные стены, элементы ордера и скульптурный декор решены в формах и мотивах поздней классики, однако эркеры, объединяющие верхние этажи и, в особенности, кованые ограждения балконов уже приближаются к стилистике ранних образцов стиля модерн.
Вероятно, этот дом – первый в Кронштадте, в оформлении фасадов которого применена плитка. Простенки трех верхних этажей справа и слева от центральной части симметрично облицованы неглазурованным кабанчиком охристого цвета. Этот прием в сочетании со светло-желтой штукатуркой и белыми вставками лепнины придает фасадам здания дополнительную объемность и декоративность.
Особенности рисунка, некоторые архитектурные детали фасада дают возможность предположить, что автором проекта мог быть В.В. Виндельбандт, строивший как в Петербурге, так и в Кронштадте. Так, если сравнивать декоративное решение дома Вафея и построенного Виндельбандтом особняка И.М. Максимова (Петербург, ул. Рылеева, 29) и, в особенности, дома Бритневой на Андреевской ул. в Кронштадте (эта постройка приписывается Виндельбандту на основании материалов В.И. Сергеева), можно найти множество общих, характерных приемов.
2. Дом М.И. Молчановой (по справочнику 1916 г.) на ул. Интернациональной (бывшая Богоявленская), 15. Время постройки здания неизвестно, но, как и в первом случае, его можно датировать последним десятилетием XIX – первым десятилетием XX века.
Декор фасадов уже более сдержан, сведен к лепному фризу, рельефу лопаток и оконных портиков и заполнению картушами двух фронтонов и тимпана над угловым окном второго этажа. Дух модерна проявляется в планировочном решении углового здания (с симметричным фасадом по Интернациональной ул. и асимметрией построения по ул. Комсомола), в сложном рельефе на лопатках, фланкирующих угловой «торец», и в оформлении окон первого этажа, предназначенного для торговых помещений – большие витринные проемы (яркая деталь модерна!) заполнены мелкой расстекловкой явно позднее. Колористическая гамма фасадов также сдержанна, почти монохромна, однако внедрение плитки, заполняющей все проемы второго и третьего этажей, а также небольшие прямоугольные вставки штукатурной шубы под карнизом дают сложные сочетания фактур, обогащающие общий облик здания. Среди «примет эпохи» – рисунок кованых балконных ограждений, выполненный в текучих линиях, характерных для эпохи модерна.
Необходимо отметить, что в процессе реконструкции здания его объем по фасаду, выходящему на ул. Комсомола, увеличен более чем на треть – достроена часть с двумя осями, из шести оконных проемов с широкими простенками четыре не пробиты: два проема первого этажа и крайние проемы верхних этажей. Несмотря на соблюдение общих приемов, характерных для первоначального оформления здания, изменение ритма вертикальных членений фасада привело к тому, что этот объем воспринимается как очевидная более поздняя «вставка».
3. Дом О.Г. Бритневой на Андреевской ул., 5. Приписывается авторству В.В. Виндельбандта и, как и предыдущие постройки, тяготеет к поздней эклектике с элементами модерна. Лопатки, медальоны и гирлянды, украшающие фасад – явная творческая переработка мотивов поздней классики, однако плитка и, в особенности, декорированные гранитной мозаикой простенки первого этажа – неоспоримые признаки нового стиля.
Симметричный фасад (симметрию нарушает лишь арка, расположенная слева от центрального входа) помимо лепного декора дополнен двумя эркерами, объединяющими верхние этажи (также примета модерна). Штукатурка, расшитая рустом, применена лишь в отделке первого этажа, и ее сочетание с темным гранитом, а также светлый лепной декор на фоне желтой плитки в верхних этажах существенно обогащают колорит постройки.
Кованые решетки балкона и въездных ворот благодаря растительному орнаменту, выполненному в текучих линиях, также могут свидетельствовать о проникновении модерна в общее архитектурное решение здания.
4. Дом купца П.К. Громова на ул. Вс. Вишневского, 6 – выявленный памятник модерна в нашем городе. Построен в 1901–1916 годах, предположительно по проекту А.А. Долбинского. Стилистически это здание замыкает хронологию движения от эклектики к модерну среди построек, выделенных по принципу декора плиткой. В архитектуре дома намного больше стилистических черт, присущих модерну, чем в предыдущих постройках – это и асимметрия фасадов, и отсутствие флористического лепного декора как такового, и, главное – облицовка, покрывающая не только несущую стену, но и эркер здания, ставшая из элемента отделки – доминантой декора. Белый цвет кабанчика остро стыкуется с темно-коричневой штукатурной шубой в первом этаже, прямоугольными вставками из гранитной крошки и лаконичными деталями антаблемента, выполненными в желтой гладкой штукатурке, подчеркивая жестковатую архитектонику фасада, выходящего на ул. Вс. Вишневского.
Наиболее явная примета модерна в декоре дома – это балконное ограждение, построенное на графичном сочетании тонких вертикалей решетки с плавными криволинейными элементами.
Сопоставление вышеописанных памятников кронштадтской архитектуры позволяет проследить этапы проникновения элементов нового стиля – модерна – в традиционный для зодчества конца XIX века арсенал художественных приемов. А именно: 1. Появление в оформлении фасадов нового пространственного решения (эркеров) и нового материала – облицовочной плитки. 2. Применение металлических балок для устройства витрин и панорамных окон. 3. Использование гранита не только в отделке цокольных панелей, но и в качестве оформительского приема. Привнесение художественного образа в сугубо утилитарные конструкции – декоративная ковка флагштоков, балконных решеток. 4. Поворот к новой эстетике модерна – асимметрия, порождаемая проектированием «изнутри» – объемы и фасады зданий отражают функциональную планировку. Облицовка плиткой становится доминирующей в оформлении фасадов (применение этой технологии достигло апофеоза при строительстве шедевра кронштадтской архитектуры – здания Морского собора).
В заключение необходимо подчеркнуть, что кронштадтская архитектура конца XIX – начала XX века – явление весьма самобытное. Консервативность вкусов заказчиков, «труднодоступность» города, традиции казарменной архитектуры не позволяли новым стилевым веяниям полноценно проявиться в памятниках гражданского зодчества. Тем интереснее постройки, на примере которых можно, хотя и с некоторыми допущениями, почувствовать «дух эпохи».
Наталия Смазнова, Музей истории Кронштадта